Настройка реле давления насосной станции своими руками (на примере рдм-5)

Устройство и характеристики основных элементов

Агрегат сильно отличается от погружника в первую очередь своими объемами и принципом работы. Рабочие элементы комплекса:

  1. Мощная помпа. Именно она поднимает жидкость из глубины скважины или колодца и подает в водопроводную сеть. Все остальные элементы обеспечивают его правильную работу. Первое и единственное назначение – выкачивание жидкости из водоносной жилы.
  2. Шланг или труба. Крутящий момент рабочего колеса создает вакуумную среду внутри шланга, и вода устремляется наверх к крыльчатке. Здесь происходит ее захват и проталкивание дальше в систему.
  3. Обратный клапан. Располагается на шланге возле самого агрегата или непосредственно в скважине. Предназначен для остановки жидкости после выключения насоса.
  4. Фильтр грубой очистки. Имеет вид железной или пластмассовой пробки с сетчатым основанием. Задерживает крупные и мелкие частицы ила и глины в зависимости от величины ячейки. Предохраняет оборудование от засора, преимущественно крыльчатку.
  5. Реле замера давления в магистрали. Без этого прибора устройство не будет работать. Датчик установлен у основания расширительного бака. Когда происходит забор воды, давление в системе падает, реле регистрирует этот процесс и дает команду помпе на включение. Поэтому кабель питания не идет напрямую в сеть, а проходит через датчик давления. Шаг включения 1,5–2 очка.
  6. Манометр. Служит контроллером давления в системе. Показывает любые изменения после включения и выключения агрегата.
  7. Расширительный бак. Регулирует плавное включение насоса. Без него оборудование будет работать рывками, постоянно включаясь и отключаясь.

Оборудование не запускается

Чаще всего агрегат не включается и не набирает воду из-за того, что произошёл разрыв в электросети. Чтобы определить место разрыва в цепи, придётся использовать тестер. Прежде всего, необходимо проверить коммуникации, по которым насос качает воду, а также реле давления, на контактах которого может собираться окись и вызывать их неисправность. Для очистки контактов можно использовать мелкозернистый наждак или надфиль.

Если насос не качает воду и не включается, а на отрезке от него до источника разрывов сети не обнаружено, то необходимо проверить каждый узел насосного оборудования, а именно обмотку и контакты.

Иногда насос не набирает воду и не запускается из-за поломки пускового конденсатора. В этом случае придётся провести его замену своими руками.

Если после запуска агрегата появляется характерный шум, но крыльчатка и другие вращающиеся детали не начинают двигаться, то причин может быть несколько:

  1. Если прибор долгое время был на консервации и не использовался, то, скорее всего, крыльчатка прилипла к корпусу. Чтобы устранить неисправность, достаточно покрутить крыльчатку вручную несколько раз.
  2. Иногда причиной такой проблемы может стать поломка конденсатора. В этом случае его придётся заменить.
  3. Если параметры электрической сети изменились, то есть напряжение ниже номинального, то агрегат не будет работать.

Видео инструкция по ремонту насосного оборудования для водоснабжения загородного дома:

Ремонт насосной станции

Ремонт насосной станции я буду делать на примере СВД Калибр. Ролик размещён в конце заметки. Полное её название НС Калибр СВД-1300. Последняя цифра говорит о мощности её привода в ваттах

Принцип работы всех водяных станций один и тот же, узлы одни и те же, не важно это Алко, Грундфос или Калибр. Отличаются незначительно в деталях и технологиях сборки производителя и частотой поломок

Поэтому разобравшись с одной станцией можно отремонтировать любую другую.   

Устройство насосной станции

Любая водяная станция, независимо от ее марки и модели, состоит из трех узлов:

  • водяной насос с приводом
  • бак с мембраной (грушей), он же гидроаккумулятор
  • блок управления, чаще его называют реле давления
  1. Насос
  2. Гидроаккумулятор
  3. Привод насоса (в данном случае – электродвигатель)
  4. Блок управления (реле давления)
  5. Шланг соединяющий мембрану с насосом и через него с системой водоснабжения
  6. Горловина для залива воды
  7. Клеммная коробка двигателя

Назначение узлов станции

  • Насос с приводом – для перекачки воды из источника (колодец, скважина, водоем, емкость) в систему водоснабжения (ВС) дома.
  • Гидроаккумулятор – для создания небольшого запаса воды и подачи ее в систему при открытии крана до включения насоса. Так же он предназначен для уменьшения частоты включения насоса и смягчения гидроударов в системе. Тем самым увеличивается срок службы насоса. Состоит из двух частей: металлической ёмкости, в которую закачивается насосом воздух до давления 1– 1,8 атм через ниппель и резиновой мембраны (груши). В последнюю в процессе работы насоса закачивается вода в объеме от 3 до 25 л в зависимости от модели станции. Это как бы резервный запас воды. Работает гидроаккумулятор следующим образом. При открытии крана насос сразу не включается, но вода из крана течет. Это расходуется резервный запас из мембраны. Вода в кран выталкивается давлением воздуха в металлической емкости. Когда вода в гидроаккумуляторе заканчивается, соответственно и падает давление в системе. При достижения нижнего предела давления реле включает насос. Когда кран закрыли, то насос опять заполняет грушу, создает давление в системе и при достижении верхнего предела 2,5-3,5 атм. выключается. Если бы не было гидроаккумулятора, то насос включался бы сразу после открытия крана и выключался после закрытия. 
  • Блок управления состоит из реле давления, которое включает и выключает насос, и манометра для визуального контроля. На некоторых моделях его нет.

Работа насосной станции

Первое включение и начало работы несколько отличается от обычного рабочего режима станции. С первого запуска обычно насос не выходит на свой рабочий режим. Связано это с тем, что внутри насоса есть полости, в которые вода не сразу заходит. При включении насоса воздух из этих полостей вытесняется водой и собирается в зоне рабочего колеса (крыльчатки). Последнее вращается вхолостую и движение воды прекращается. Это называется «срыв насоса». Надо выключить насос, открыть заливную горловину и долить воду до края. Таких пусков может потребоваться два-три.

Первое включение после монтажа станции

Включаем насосную станцию после того как она в соответствии с инструкцией подключена в систему ВС и залита водой.  Кран разбора воды закрыт. После подачи напряжения насос нагнетает воду в систему ВС и в гидроаккумулятор. Поступая в гидроаккумулятор вода преодолевает сопротивление воздушного давления и наполняет грушу (мембрану, выполненную в виде груши). По достижении давления в системе ВС с тем, которое выставлено на реле, блок управления отключает напряжение. На схеме это левую схему на рисунке 2.

Рисунок 2

Второе и последующие включения

Рисунок справа на схеме показывает состояние при котором кран открыт. Вода под давлением воздуха из гидроаккумулятора подается в систему ВС и начинается расход воды. В гидроаккумуляторе и во всей системе ВС давление падает. Когда оно упадет до выставленного нижнего значения на реле давления, то включится питание привода насоса. Насос начнёт качать воду и повышать давление. После закрытия крана насос продолжает работать наполняя гидроаккумулятор и создавая давление. Как только давление воды достигнет верхнего уровня реле отключает питание. Цикл завершился.

Понимая принцип работы станции мы можем диагностировать неисправности.

Агрегат работает, но не качает воду

Если в ходе эксплуатации гидрофор включается, но вода из крана не течёт, причин этому может быть несколько. Выбор способа устранения неисправности зависит от причины возникновения такой ситуации. Их может быть несколько. Чтобы найти источник проблемы, нужно проверить следующие параметры работы:

Если гидрофор не качает воду, оцените работоспособность и исправность обратного клапана. Он находится на трубопроводе внутри колодца или скважины. Если это устройство засорилось мусором или песком, то клапан не будет открываться, и агрегат как следствие не качает воду.
Посмотрите, есть ли вода в отрезке трубопровода, идущего от источника к насосному агрегату. Иногда там собирается воздух из-за перебоев с подачей электричества или сбоя в работе насоса. Давление воздуха в этом отрезке не позволит агрегату закачать воду в систему. Если причины в этом, то для их устранения достаточно залить воду в эту часть трубопровода через специальное отверстие.
Ситуация, когда гидрофор включается, но не набирает воду, может возникнуть из-за присутствия в жидкости большого количества примесей абразивного характера. Обычно в таком случае можно заметить много выработки между крыльчаткой и корпусом. Для их удаления может потребоваться дорогостоящий ремонт

Неважно, какую станцию вы используете, Марина или другого бренда, может потребоваться полная замена насоса или покупка корпуса и крыльчатки.
Если агрегат включается, но не качает воду, причина может крыться в отсутствии воды в скважине. Для устранения причины можно аккуратно погрузить глубже в скважину подающий трубопровод или шланг.

Разборка насоса

Демонтировал насосную станцию целиком, и вытащил из подвала дома. Теперь можно в удобной обстановке разбирать её.

Я не стал сразу снимать насос целиком, с гидроаккумулятора, а сначала, снял всё что можно.

Сначала, снял защитный кожух вентилятора охлаждения электродвигателя. Он снимается не сложно. Просто аккуратно поддевая его понемногу, от двигателя, прокручивая вал, чтобы не было перекоса. Это удобно делать «плоской» отверткой, или металлической пластиной. Не делайте резких усилий, чтобы не сломать вентилятор.

Далее, я попытался открутить болты, стягивающие корпус электродвигателя. Увы, смог открутить только один. Три болта отломились, и в дальнейшем, предстоит дополнительные проблемы, по их извлечению.

Корпус насоса прикручен болтами из нержавейки. Болты рассчитаны под ключ «шестигранник».

Но, и тут не повезло! Два болта не пошли. Ключ просто «слизал» грани болта. Пришлось действовать радикально – резать!

За годы эксплуатации, корпус насоса изъела коррозия. Дюралевый корпус местами покрыт язвами. Пришлось прилагать усилия, чтобы снять корпус насоса. Благо, съёмная часть насоса, выполнена из нержавейки!

Наконец, насос разобран.

Предположения, по поводу подшипника оправдались. Вышел из строя передний подшипник. Смазка из него высохла, и при работе «на сухую», подшипник начал рассыпаться.

Осталась ещё одна непростая задача – снять рабочее колесо насоса. Почему непростая? Опять же, из-за многих лет работы.

Гайка крепления рабочего колеса открутилась нормально. Однако же, само колесо снять не получалось. Пробовал с помощью наставки и молотка, выбивать вал ротора – ничего. Колесо выходило только на половину. Уже расплескался вал ротора, и никак. Пришлось просто разбить колесо. Только тогда получилось снять втулку из сплава меди, шпонку.

В последствии, обработал болгаркой развальцованный вал, и перенарезал леркой резьбу.

Вал ротора насоса наконец освобождён, для дальнейших действий.

Так как у меня нет специального съёмника, и сам подшипник уже не пригоден, «снял» я его, с помощью болгарки. Аккуратно сделал надрезы на наружном кольце, затем ударом молотка разбил. То же и с внутренним кольцом подшипника проделал.

1 Основные поломки насосов и их диагностика

Насос – это механизм достаточно простой. Его конструкция не отличается особенной сложностью, однако это только сравнительное суждение. Ведь в нем есть двигатель, контакты, крыльчатка, вал, уплотнители, корпус и т.д.

Все эти части взаимодействуют друг с другом, что приводит к их постепенному изнашиванию. В последствие, понадобится и ремонт насоса.

Плюс к этому стоит заметить, что работает насос в достаточно сложных условиях. Это не касается поверхностных насосов Джилекс, которые собирают вместе с гидроаккумуляторами и устанавливают в отдельных помещениях. Однако даже для такого оборудования часто необходим ремонт.

Что уже и говорить о погружных насосах, например, о представителях линейки Джилекс Водомет. Такое оборудование находите в скважине или колодце постоянно. Как правило, на зиму его не вынимают, что только осложняет ситуацию.

Стоит заметить, что из-за относительной простоты конструкции ремонт всего оборудования вполне реально произвести своими руками. Это конечно, не самый лучший вариант, так как при совершении ошибки вы не только не отремонтируете насос, но только усугубите положение.

Однако в некоторых ситуациях только своими руками можно и обойтись. Главное – это разобраться в особенностях конструкции погружных и поверхностных насосов, а также их типах подключений.

Существует несколько самых популярных и известных поломок насосов, которые следует выделить отдельно. Продиагностировать их тоже довольно легко. Например, если подключено электричество, но насос попросту не реагирует, значит что-то случилось с контактами или подающим проводом.

Погружной насос в разобранном виде, снят ограничитель с верхней части корпуса

Проверить это достаточно легко, если у вас есть возможность разобрать устройство и продиагностировать контакты тестером. Отсутствие сигнала на одном из контактов говорит о его повреждении. Не исключено, что он к этому моменту отсыреет, будет иметь неестественный цвет и т.д.

Если же не реагируют все механизмы, значит перебит кабель. Такое часто случается у погружных насосов типа Водомет, так как их кабель находится в подвешенном состоянии и слабо защищен.

Гул в движке, неравномерная работа, щелчки или «захлебывание» насоса – это все следствие проблем с двигателем или крыльчаткой. Проверить правильность теории можно, если разобрать устройство и осмотреть его самостоятельно. Не исключено, что крыльчатка треснула или же подшипники на вале вращения вышли из строя. Это самые распространенные проблемы.

Если же движок попросту отказывается работать, то проблема уже в нем. Причем с движком мы уже рекомендуем не связываться. Это довольно нежный механизм, особенно у погружных моделей. Например, движок насоса Водомет 50/25 вообще не поддается разборке, но это характерно лишь для некоторых моделей.

Чаще всего перегорает обмотка двигателя, заменить ее можно, но будет ли это выгодно – вопрос насущный. Не исключено, что проще будет попросту заменить его на новый. Тем более что компания Джилекс поставляет запчасти к своей продукции почти во все магазины страны.

В поверхностных насосах, например, в станциях Джилекс Джамбо, движок может вообще перегореть или очень сильно износиться. Все это происходит из-за сухого хода насоса. В отличие от погружных моделей, поверхностные образцы этому моменту очень подвержены, и страдают они от сухого хода порядочно.

Если разговор идет о насосных станциях Джилекс Джамбо, то здесь еще стоит отметить одну широкую поломку, которая встречается очень часто. Она заключается в проблемах с давлением в системе.

Причин этому может быть несколько:

  • Проблемы с реле давления;
  • Проблемы с гидроаккумулятором;
  • Проблемы с насосом.

Насосная станция Джилекс Джамбо в процессе ремонтирования

В первом случае сбивается само реле. Его проверить проще всего, так как реле легко настраивается и довольно примитивно. Если при настройке появляются неполадки, значит виновато реле.

В гидроаккумуляторах может разорваться или повредиться мембрана с воздухом. Это можно проверить только при полном или частичном разборе бака. Отсутствие достаточного количества воздуха в мембране приводит к разбалансированию всей системы и, как следствие, падению давления.

Насос тоже может реагировать негативно, но это случается крайне редко. Как правило, из строя выходят рабочие элементы, и устройство попросту не справляется с подкачкой. Но тогда вы бы заметили сопутствующие признаки поломки. Например, легкий гул, слабый напор, плохое вращение крыльчатки и т.д. Во всех иных случаях виновато либо реле, либо гидроаккумулятор.

Рекомендации по профилактике

Почти все причины поломок связаны с неправильным использованием прибора. Перед тем как включить его впервые, обязательно ознакомьтесь с инструкцией. Изучить нужно и те разделы, в которых написано, как правильно ухаживать за оборудованием.

Регулярная чистка будет способствовать долговечности и надежности. Если дренажный насос долгое время не использовался, рекомендуется перед включением подвергнуть его ревизии. Все узлы, которые должны быть смазаны, промазываются.

Положение дренажного насоса

Образовавшиеся продукты коррозии или иные формирования, от них избавляются. После осмотра и устранений всего лишнего, оборудование включают в электрическую сеть и запускают.

После каждой эксплуатации рекомендуется проводить очистку и ревизию. Если придерживаться этого правила, дренажный насос будет служить долго. Застаревшая грязь часто становится причиной ранней поломки, даже не отработав гарантийного периода. Заботьтесь об оборудовании, и его служба будет вам в помощь долгие годы.

Другие неисправности

В процессе эксплуатации насосной станции можно столкнуться и с иными неполадками, которые тоже можно ликвидировать самостоятельно.

Насос постоянно без отключений качает воду

Чаще всего такая неисправность возникает по причине плохой регулировки реле, посредством которого обеспечивается фиксация уровня давления в системе трубопроводов. Две разные пружины используются для регулировки реле:

  • пружина маленького размера служит для регулировки разницы показателей давления между минимальным значением и максимальным;
  • пружина большого размера устанавливает максимальные и минимальные пределы для включения и отключения насоса.

Если узел автоматики насосной станции используется продолжительное время, то может происходить растягивание пружин, следствием чего становится сбивание показателей, установленных при начальной регулировке. Помимо этого установка может не отключаться при длительной эксплуатации станции происходит износ движущих частей насоса, а максимальные показатели создаваемого давления уменьшаются. Кроме этого, после долгой работы следует уменьшить максимальный показатель давления, для чего следует выполнить регулировку положения большой пружины. Это должно позволить устройству периодически отключаться .

Также нарушения в работе регулировочного реле могут возникать по причине сужения его выходного отверстия, которое при продолжительной эксплуатации станции может забиваться отложениями, содержащимися в перекачиваемой жидкости. В этом случае, чтобы аппарат мог отключаться, необходимо снять реле и прочистить его.

Станция не включается

Если вы столкнулись с такой проблемой, то ее причиной может быть либо отсутствие электричества в сети, либо падение напряжения в системе. Поэтому необходимо выполнить проверку электричества в цепи и напряжения, для чего следует использовать тест.

Если насосная станция подключена правильно, а в сети есть электричество, то поломка может быть связана с пробоем обмотки электрического двигателя. Если это имеет место быть, то происходит остановка электродвигателя и появляется характерный запах горелой изоляции. Если именно эта неисправность стала причиной невозможности включения станции, то для ее устранения необходимо заменить электродвигатель новым.

Насосное устройство издает гул, но при этом не вращается

При длительном простое насосной станции владельцы чаще всего сталкиваются с такой проблемой.

  • Когда станция некоторое время не используется, то колеса ротора могут прикипеть к внутренней поверхности насоса. В этой ситуации необходимо попробовать вручную провернуть вал насоса. Если своими силами вы не можете стронуть ротор с текущего положения, то в этом случае придется разобрать корпус прибора и ликвидировать дефект крыльчатки – ее застревание.
  • Причиной такой неисправности может быть и выход из строя конденсатора, который располагается в клеммной коробки насоса. Такая проблема характерна не для всех двигателей,а только для тех, подключение которых происходит по трехфазной схеме. Для выявления неисправности и устранения используют тест электрики.

Как правильно разобрать

Отключив от электричества, приступаем к раскрутке и отсоединению всех шлангов подачи и нагнетания жидкости. Разборка устройства осуществляется поэтапно:

Первый этап. Разделяем качающий узел от электродвигателя.

  • Крепится мотор на четыре болта, фиксирующих юбку фланца агрегата.
  • Открутив болты, легким постукиванием по фланцу снимаем двигатель.
  • Отделив соединение, станет видно вращательную втулку.
  • Получается две части станции: на одной рабочее колесо с распределительным узлом, на другой – мотор.
  • Резиновую прокладку аккуратно вынимаем и протираем влажной тряпкой.
  • Вал в двигателе нужно провернуть, чтобы посмотреть, все ли подшипники вращаются.

Второй этап. Снимаем крышку реле старта.

  • Обычно крепеж состоит из одного-двух винтов, закручиваемых крестовой отверткой. Под крышкой скрывается вся подноготная.
  • Два штурвала с пружинами для регулировки давления.
  • Реле управления подачи энергии на блок.
  • Снимаем защитный кожух вентилятора охлаждения двигателя. Часто экран ничем не фиксируется, а просто насаживается на заднюю стенку мотора.
  • Иногда есть пара мелких шурупов, которые без труда можно выкрутить.

Третий этап. Откручиваем прижимную гайку рабочего колеса и снимаем диск с оси.

  • Вынимая вал, придется тихонько по нему постучать молотком со стороны крыльчатки.
  • Ось выйдет вместе с вентилятором охлаждения и подшипниками.

Четвертый этап. Разбор распределительной камеры насоса.

Корпус изготовлен из чугуна или стальной, очень редко встречается нержавеющий металл.

  • Разделив станцию на две части, уже станет видно всю внутреннюю часть камеры смешивания.
  • Откручиваем все сопутствующие патрубки для прочистки резьбовых соединений.

В результате проделанной работы мы получим полностью разобранное устройство. Теперь можно приступать к диагностике каждого узла по отдельности и устранению неполадок.

Ремонт насоса

К сожалению, отремонтировать насос своими руками не так просто. Это все-таки электроприбор. После длительной эксплуатации и, если насосная станция долго не работала, к примеру, была законсервирована на зимний период, то иногда при включении насос начинает гудеть, а его ротор при этом не вращается. Основная причина данной неисправности – заклинило подшипники электродвигателя, потому что в них проникла влага. При длительном хранении на поверхностях подшипников образовалась коррозия. Она-то и мешает крутиться им.

Детали насосной станции

Самый простой способ запустить насос – это сдвинуть с места его ротор. Что для этого можно сделать.

  • Необходимо снять заднюю крышку агрегата, где установлена крыльчатка для охлаждения прибора.
  • Можно попробовать от руки крутануть крыльчатку. Если она поддалась, то также от руки надо раскрутить вал электродвигателя, а затем включить сам насос, нажав на кнопку «Пуск».
  • Если от руки крутануть не получилось, тогда придется снять крыльчатку с вала мотора и попробовать крутануть его при помощи разводного, но лучше газового ключа.

Конечно, лучше бы вскрыть мотор насоса и смазать подшипники. Но своими руками, если вы никогда это не делали, лучше ничего не открывать и не разбирать конструкцию прибора. А тем более заниматься заменой подшипника водяного насоса.

Замена крыльчатки

Точно такая же ситуация, то есть, мотор гудит и не вращается, может возникнуть по причине заклинивания рабочего колеса, которое также называют крыльчаткой. Оно располагается внутри рабочей камеры, и между ним и корпусом насоса очень маленький зазор. Именно после долгого хранения рабочего агрегата в этом зазоре образуются наросты ржавчины, которые и становятся причиной заклинивания ротора.

Можно проблему решить, раскрутив вал, как и в случае с подшипниками. Но если это не помогло, то значит, рабочее колесо крепко прикипело к корпусу. И лучше всего его заменить на новое. Как провести замену крыльчатки насосной станции?

  • Рабочая камера насоса состоит из двух частей, которые соединяются между собой четырьмя болтами. Поэтому их надо открутить и отсоединить одну часть от другой.
  • Крыльчатка насажена на вал электродвигателя. Чтобы ее снять, необходимо открутить прижимную гайку, которая ее держит.
  • Так как вал вращается в подшипниках, то болт просто так не открутить. Необходимо зафиксировать сам ротор.
  • Поэтому надо снять заднюю крышку и крыльчатку вентилятора.
  • Затем зажать задний конец вала, к примеру, все тем же газовым ключом, а с другой стороны разводным ключом открутить гайку.
  • Постучав слегка молотком по крыльчатке, надо поддеть ее отверткой и стащить с вала.
  • На ее место устанавливается новая крыльчатка, и все операции производятся с обратной последовательности.

Вот так можно ответить на вопрос, как снять крыльчатку с насосной станции. Скажем прямо, что сложность данной операции заключается в том, что при длительной эксплуатации рабочее колесо может прикипеть к валу. Поэтому перед тем как его демонтировать, необходимо смазать место соединения, к примеру, техническим маслом или обычной водой.

Ремонт сальника

Кстати, при произведении замены крыльчатки, надо обязательно провести ремонт сальника насосной станции. Если уж рабочая камера открыта, то стоит все проверить в ней досконально. Уязвимым место в этой части является сальник, который отделяет рабочую камеру от отсека, где расположены электрические части мотора насоса. Он состоит из двух частей: один располагается внутри рабочей камеры, второй в электрическом отсеке.

Сальник в насосе

Поэтому сначала снимается первая часть, для чего надо снять стопорное кольцо, которое сальник подпирает. Сам резиновый элемент снимается от руки.
Со второй частью сложнее. Придется вытащить из статора ротор электродвигателя. Для этого надо открутить четыре болта с задней стороны мотора, снять крышку вместе с ротором. Просто вытягиваете его на себя, держась за крышку.
Далее снимается вторая часть сальника.
Сборка производится с обратной последовательность

Здесь очень важно при вытаскивании и вставлении ротора в статор не повредить медную обмотку.

Как видите, ремонт насосной станции своими руками (замена сальника, крыльчатки) – процесс не самый простой. Но если в нем разобраться, то можно обойтись и без мастера. Кстати, если уж вскрыли электродвигатель, то тут же смажьте его подшипники. Но чаще всего в данных конструкциях подшипники имеют закрытую конструкцию, поэтому при плохой их работе лучше детали поменять.

Состав насосной станции и назначение частей

Насосная станция — совокупность отдельных устройств, соединенных между собой. Чтобы понимать, как ремонтировать насосную станцию, надо знать из чего она состоит, как работает каждая из частей. Тогда неисправности устранять проще. Состав насосной станции:

  • Насос погружного или поверхностного типа. Качает воду из колодца или скважины, поддерживает стабильное давление в системе. С домом соединен при помощи труб.
  • На трубопроводе обязательна установка обратного клапана. Он не дает воде при отключении насоса стекать из труб обратно в колодец или скважину. Устанавливается обычно на конце трубы, опущенном в воду.
  • Гидроаккумулятор или мембранный бак. Металлическая герметическая емкость, разделенная на две половины эластичной мембраной. В одной находится под давлением воздух (инертный газ), в другую, до создания определенного давления, закачивается вода. Гидроаккумулятор необходим для уменьшения количества включений насоса, продления срока его службы. Создает и поддерживает требуемое давление в системе и небольшой резервный запас воды на случай неработоспособности станции.
  • Блок контроля и управления насосной станцией. Обычно это манометр и реле давления, устанавливается между насосом и гидроаккумулятором. Манометр — контрольный прибор, который позволяет оценить давление в системе. Реле давления управляет работой насоса — подает команды на его включение и отключение. Включение насоса происходит при достижении нижнего порога давления в системе (обычно 1-1,6 атм), отключение при достижении верхнего порога (для одноэтажных зданий 2,6-3 атм).

Каждая из частей отвечает за определенный параметр, но один тип неисправности может быть вызван выходом из строя различных устройств.

Принцип работы насосной станции

Теперь давайте рассмотрим, как все эти устройства работают. При первом запуске системы насос накачивает в гидроаккумулятор воду до тех про, пока давление в нем (и в системе) не сравняется с выставленным на реле давления верхним порогом. Пока нет расхода воды, давление стабильно, насос выключен.

Каждая из частей выполняет свою работу

Где-то открыли кран, спустили воду и т.п. Какое-то время вода поступает из гидроаккумулятора. Когда ее количество уменьшается настолько, что давление в гидроаккумуляторе падает ниже порога, реле давления срабатывает и включает насос, который снова накачивая воду. Отключается он снова-таки реле давления, когда достигнут верхний порог — порог отключения.

Если идет постоянный расход воды (набирается ванна, включен полив саде/огорода) насос работает продолжительное время: пока в гидроаккумуляторе не создастся нужное давление. Это периодически происходит даже при открытых всех кранах, так как насос подает воды меньше, чем вытекает из всех точек разбора. После того, как расход прекратился, станция еще некоторое время работает, создавая в гироаккумуляторе требуемый запас, потом отключается и включается после того как снова появляется расход воды.

Ремонт гидроаккумулятора насосной станции

Если станция стала работать с перебоями и рывками, то проблемой этого будет гидроаккумулятор. В большинстве случаев причиной поломки является износ резиновой мембраны. Проверить это довольно просто. При откручивании ниппеля, расположенного в той части устройства, где должен находиться воздух, начинает течь вода, то это главный признак износа мембраны.

Ремонт гидроаккумулятора насосной станции производится путём откручивания крышки резервуара и снятия повреждённой мембраны. Ремонт самого элемента не рентабелен, так как в большинстве случаев через небольшой отрезок времени мембрана снова даёт сбой. Лучшим решением будет заменить повреждённую деталь.

А вот если резиновая мембрана не повреждена, то следует внимательно осмотреть сам гидроаккумулятор станции. На нём могут оказаться трещины. При обнаружении повреждений необходимо произвести ремонт резервуара. Если этого выполнить нельзя, гидроаккумулятор следует заменить.

Почему не работает насосная станция

Итак, что произошло с моей насосной станцией и почему она не работает? Я её эксплуатирую уже три года. Претензий к ней нет. После первого сезона эксплуатации мне пришлось разобрать все резьбовые соединения, связанные с водой и подмотать под них фумку. А заодно поджать фланец и прочий крепеж, включая крышку электрических контактов на двигателе. Это то, что я вам рекомендую сделать перед установкой станции. Станция у меня расположена в колодце на скважине, где повышенная влажность, но она пока держится. Окислились гайки, но корпус под краской нормальный. Использую я её только для полива, поэтому на зиму убираю в дом. Этой весной, в апреле 2020 г я её собрался установить на скважину и провел осмотр.

По правилам хранения, прошлой осенью из резервуара, который под насосом (гидроаккумулятора) я стравил воздух, слил воду из груши и непосредственно из насоса. Воздух стравливать обязательно! Иначе резиновая груша давлением сминается и на перегибах трескается. Купить новую будет затратно и очень хлопотно. Груша стоит от 300 руб. до 1500 руб. у разных продавцов. Качество одно и тоже.

Перед установкой я начал накачивать воздух в резервуар, в инструкции он называется гидроаккумулятором. Любят у нас вводить заумные словечки. Сколько ни качал, давление не набирается. Накачивать надо около 1,5 атм. В инструкции рекомендуют давление создавать на 0,1 — 0,15 атм меньше чем нижний порог срабатывания реле давления. Только производитель забыл сказать, как я его определю этот порог срабатывания. Китайцы — что возьмёшь! Впрочем, если не угадаете с давлением, на работе насоса это критически не скажется. Поэтому я накачиваю 1,5 атм. по прибору автомобильного насоса и не беспокоюсь. Единственное, что может произойти, это увеличиться частота включения насоса. Если это произошло, то немного подкачайте на 0,1 — 0,2 атм. Повторяю, ничего критического не произойдет, не бойтесь.

Какие преимущества автоматических насосных станций

Автоматическая насосная станция

Преимуществом такого оборудования является то, что насос автоматически сам включается и качает воду. Достаточно всего один раз правильно установить такой агрегат и проблема с доставкой воды будет решена.
Вода сама будет идти по ранее проложенным трубам. При понижении уровня воды насос перестанет работать и включится автоматическая насосная станция.
Основная характеристика такого оборудования – высокая мощность, большая производительность, высота забора воды, объем накопительной емкости. Как монтируются автоматические насосные станции, ремонт составляющих оборудования хорошо показывает видео в этой статье.

Неисправности насосных станций

Эти комплексные устройства довольно надежны в эксплуатации. Первые проблемы могут возникнуть спустя 4-5 лет после начала работы при условии, что не происходило никаких аварийных ситуаций, при которых насосу приходилось вращать крыльчатку без воды. И то эти неисправности редко возникают в двигателе агрегата, а появляются в других элементах станции:

  • мембранный гидравлический аккумулятор;
  • реле давления;
  • обратный клапан.

Самая распространенная неполадка, ведущая к полному выходу из строя двигателя насоса, — неисправность обратного клапана. Он начинает пропускать воду вследствие износа либо засорения, подающая труба опорожняется, и крыльчатка вращается «на сухую». Также может потерять герметичность резиновая «груша» (мембрана), установленная в бачке гидроаккумулятора. Случаются и неполадки с реле давления, тогда агрегат не включается при появлении водоразбора в доме.

Основные сведения о работе насосной станции

Работа насосной станции осуществляется по такой схеме: получая электропитание из источника, всасывающий насос начинает забор воды, вода уходит в бак, наполняя его до определенного уровня, после чего реле давления останавливает всасывающее устройство. При потреблении воды человеком падает уровень жидкости в мембранном баке, реле давления дает команду реализации процесса забора воды снова.

Обычно при покупке насосной станции указан срок гарантийной эксплуатации. А что делать, когда насос не качает воду после истечения такого срока? Есть определенные подходы к выполнению работ, связанных с выходом из строя станции, позволяющие найти причину поломки, и способы провести ремонт насосной станции своими руками. Во многих случаях на это уходит не так много времени, как может показаться на первый взгляд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector